Школа искусств: первые шаги

Однако многие из этих талантов так никогда и не были бы раскрыты, если бы не подвижнический труд истинных профессионалов, педагогов с большой буквы.Эти замечательные люди работают в коллективе детской школы искусств – учреждения дополнительного образования, вот уже полвека являющегося для нашего района его славой и гордостью. Очень многие починковцы, включая автора этих строк, хранят в своей памяти годы обучения здесь. Они сформировали характер и верные духовные ориентиры. О становлении и нынешнем дне детской школы искусств в год ее славного юбилея хочу рассказать. В советское время физическому и духовному развитию человека уделялось особое внимание. Раскрытию талантов придавалось не меньшее значение, чем трудовым подвигам и свершениям. Руководствуясь этими принципами, исполком Починковского районного Совета народных депутатов обратился с просьбой в облисполком об открытии с 1 сентября 1969 года в райцентре детской музыкальной школы на 55 учащихся. Под детскую музыкальную школу отводилось здание бывшей средней школы на площади Ленина с семью классными комнатами и концертным залом. Необходимые музыкальные инструменты (баяны, пианино и др.) к тому времени уже были приобретены. Просьба исполкома райсовета была удовлетворена, и вскоре в районной газете появилось объявление о приеме в Починковскую детскую музыкальную школу учащихся на 1969-1970 учебный год по следующим специальностям: фортепиано, баян, аккордеон. По специальности фортепиано принимались дети в возрасте 7 – 9 лет, баяна и аккордеона – 9 – 12 лет. Срок обучения составлял 7 и 5 лет соответственно. Первыми преподавателями и сотрудниками школы были В. И. Исакова, З. В. Петрянова, Н. В. Соколова, З. Я. Адярова. А ее первым директором и идейным вдохновителем стал выпускник дирижерско-хорового отделения Дзержинского музыкального училища Глеб Александрович Асяев, человек, с которым связана целая эпоха в культурной жизни Починковского района. Важно подчеркнуть, что раскрытие детских творческих талантов было далеко не единственным направлением деятельности сотрудников школы. Они организовывали концерты для общественности и передовиков производства, в том числе лекции-концерты и беседы-концерты на различные музыкальные темы в школах, клубных учреждениях и на предприятиях, семинары для учителей пения и начальных классов. Однако главной задачей педагогов все же была работа с детьми и их родителями, воспитание в них осознания того, какое важное значение и силу имеет музыка. - Путь в музыку должен быть простым и ясным,- писал в районной газете, обращаясь к родителям, Глеб Александрович Асяев.- Она сама идет навстречу тем, кто к ней стремится. Язык музыки – это единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме музыки, невыразимое. Музыка начинается там, где кончаются слова. Она не терпит в занятиях ею ничего скучного, пошлого, злого, некрасивого. Подведите ребенка к воротам в царство музыки как к чему-то особенно значительному, необыкновенно интересному, загадочно прекрасному. Без окриков, терпеливо. Постарайтесь заинтересовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца.

 

Сам Глеб Александрович прекрасно умел заинтересовать, вдохновить, в том числе и собственным примером. Горячий, импульсивный, эмоциональный – таким он остался в памяти своих учеников и всех, кто был с ним знаком. Очень многие воспитанники Асяева продолжили обучение в музыкальных образовательных учреждениях более высокого уровня. Были и те, кто подобно ему сам впоследствии стал преподавателем музыки. Среди них педагог детской школы искусств с 37-летним стажем Владимир Александрович Калинин. Он вспоминает: 
- Глеб Александрович был уникальным человеком. Со своими учениками он беседовал на равных, с удовольствием общался и вне школьных стен. Еще мальчишкой я летом нередко ездил с ним рыбачить на Алатырь в коляске его мотоцикла. Но как педагог он был профессионалом, настоящим подвижником. Успевал все: и заниматься хорами, и вести у нас уроки по классу баяна, и руководить коллективом. В то время учащихся в школе на всех отделениях было немного, человек 30, в основном все друг друга знали. Евгений Армянинов, Юрий Хоршев, Александр Махрин, Александр Малыгин… Были ребята и из других сел – из Кочкурова, Байкова, Ильинского, Сырятина. Те добирались до Починок кто на чем, но занятия старались не пропускать. Все жили как одна большая семья. 
Я очень хотел попасть в музыкальную школу. Мама моя умела играть на гармони, кое-чему я научился у нее, но всеми силами стремился пополнить знания. Каково же было мое разочарование, когда в первый год открытия школы меня по малолетству не взяли! Пришлось ждать целый год, и как же долго он тянулся! 
Это потом моя мечта осуществилась, и в лице Глеба Александровича я обрел замечательного наставника. Он не только учил – он непрерывно учился сам, совершенствовал свои навыки. Когда появилась новая, выборная система игры на баяне, я был в числе тех, кто обучился ее тонкостям, и позже в Арзамасском музыкальном училище все удивлялись: парень из села – и такой техникой владеет! Потом я понял, что, для того чтобы учить нас, Асяев сам на ходу осваивал «выборку», постигая ее тонкости. 
Каждый год Глеб Александрович организовывал для учащихся поездки в горьковские театры – на балет, оперу. Автобусом, даже в зимнее время, с кучей незабываемых приключений. Однажды все 20 человек заночевали в областном центре, в одном из музыкальных училищ, где стоял старинный клавесин с рычагами. А Глеб Александрович показывал нам, как на таких раритетах играть. Все эти яркие воспоминания никогда не изгладятся из памяти. 
До открытия детской музыкальной школы искусств в 1969 году в Починках работали кружки на базе районного Дома культуры и Дома пионеров, которые вели Мария Николаевна Теплякова (класс фортепиано) и Авенир Андреевич Герасимов (класс баяна). Поэтому первый выпуск школы (7 человек) состоялся уже в 1973 году, так как уровень подготовки этих детей при поступлении соответствовал второму классу. 
Спустя два года после открытия музыкальной школы, в 1971 году, в Починках появилась детская художественная школа. Первым ее директором стала Валентина Ивановна Мельникова, которую сменила на этом посту в 1979 году Людмила Валентиновна Гунина. В 1980 году на базе двух этих школ была основана единая Починковская детская школа искусств с двумя отделениями: музыкальным и художественным. 
Был утвержден штатный контингент учащихся в количестве 109 человек, из которых на музыкальном отделении по специальности фортепиано, баян и аккордеон занимались 84 человека, на художественном отделении – 25 человек. Возглавил коллективы объединенных школ Глеб Александрович Асяев. Доброе начало культурному образованию подрастающего поколения в Починках было положено, и это были только первые шаги по славному пути.


Евгений ВАСИЛЬЕВ.

 

 

 

 


 



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Счетчик посещаемости


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня142
mod_vvisit_counterВчера312
mod_vvisit_counterЗа неделю1705
mod_vvisit_counterПрошлая неделя2688
mod_vvisit_counterЗа месяц8577
mod_vvisit_counterЗа прошлый месяц10299
mod_vvisit_counterВсего1324366

Online (20 minutes ago): 6
Ваш IP: 35.175.174.157
,
Дата: 2019-06-27